Четвертый шаг

«Мы бесстрашно и глубоко исследовали себя с точки зрения нравственности»

К Анонимным Наркозависимым многие из нас пришли потому, что у нас есть желание прекратить употребление губительных наркотиков. Но вряд ли многие из нас думали, что придя в общество Анонимных Наркоманов, мы попадаем в сложнейшую программу – программу выздоровления. Но если мы с самого начала по какой-либо причине не рассмотрели, что именно из нас эта программа собирается делать, то сейчас самое время задуматься и взять некоторую паузу.

Чего же мы хотим от выздоровления?

Первое, что нужно сделать – это спросить себя, чего мы на самом деле ждем от выздоровления. Большее количество из нас ответит на этот вопрос просто: мы хотим быть счастливыми, свободными или нормальными. Мы просто самим себе хотим нравиться. Но как это сделать, если мы сами не в курсе, кто мы есть?

?менно благодаря шагу номер четыре мы сможем понять, кто на самом деле мы есть, чего не хватает нам, чтобы самим себе понравиться, и как от программы получить именно то, чего мы от нее ждем – успокоение, счастье, комфорт.

Четвертый серьезный шаг помогает в нашем излечении попасть в совершенно новую эру. С четвертого по девятый шаги можно даже рассматривать как небольшой процесс внутри более глобального другого процесса. Ту информацию, которую мы сможем получить в шаге четвертом, мы будем рассматривать вплоть до девятого шага. Этот процесс собой подразумевает, что по мере выздоровления мы будем еще некоторое время возвращаться к нашим, полученным в шаге 4, знаниям.

Этому процессу есть весьма уместная аналогия. Для этого нужно представить себя луковицей. С каждым разом, когда мы возвращаемся к четвертому шагу, мы как бы снимаем с себя какую-то часть шелухи, пробиваясь тем самым к сердцевине. Каждая из частей этой шелухи олицетворяет собой причиненное нами кому-либо зло, недостатки в нашем характере, болезненную зависимость и отрицание. Сердцевину луковицы можно представить как нашу здоровую и чистую душу, которая есть внутри каждого из нас. В выздоровлении каждого человека главной целью является возрождение души и, начиная этот процесс, мы приближаемся к цели с каждым шагом. Когда мы с вами проходим через этот процесс, наши моральные силы с каждым разом крепнут.

Четвертым шагом является методика познания себя

Четвертым шагом является методика познания себя, которая помогает не только раскрыть в самом себе истинное появление наших ошибок, но и находить ценные качества в нашем характере. Процесс самоанализа сам по себе является большим шагом на пути к свободе. По-настоящему свободны мы были уже достаточно давно, а, может быть, и не были никогда вовсе. Когда некоторые люди начинают работу над четвертым шагом, то они начинают понимать, что настоящие их проблемы начались еще задолго до того, как была принята первая доза. Обычно что-то в жизни человека сыграло решающую роль, после чего он и начал употребление наркотиков. Особенными и одинокими мы могли себя чувствовать еще за длительное время до того, как связали с наркотиками свою жизнь. Самоанализ, который мы будем проводить, откроет все прошлые конфликты, и нам, возможно, придется с новой силой пережить ту душевную боль, но вскоре мы сможем разрушить власть этих ситуаций над нами. У нас будет определенный выбор и мы хотя бы в какой-то степени будем чувствовать себя свободнее.

Эта глава в руководстве содержит фактически два больших подраздела. Первый будет нас подготавливать к последующему четвертому шагу, помогая исследовать в работе над этим важным шагом наши мотивы и их большое значение для нас и нашей жизни. Второй, собственно, и будет руководством к нашему нравственному самоанализу и исследованию самого себя.

Мотивация

Над четвертым шагом мотивация работы не так важна, как, собственно, сама работа над ним. Но, тем не менее, относительно данного шага полезно выявить и сгладить любые оговорки, и, кроме того, подумать о том, какую пользу может принести работа над данным важным шагом.

  • Относительно данного шага имею ли я какие-либо оговорки? Какие?
  • Какую мне пользу конкретно может принести нравственный самоанализ и исследование самого себя? Почему нельзя откладывать над этим шагом работу? Какая мне будет польза от того, что я не откладываю данный шаг?

 

Бесстрашно и глубоко

Для многих из нас эта фраза оказалась непростой головоломкой. Мы можем понять, что в данной ситуации может означать слово «глубоко». Но, а как же быть со словом «бесстрашно»? Разве мы от всех наших страхов можем отделаться? Самоанализ ведь нужно начинать как можно скорее, а на избавление от всех страхов могут уйти долгие годы. Бесстрашный самоанализ потому так и называется, что мы должны наперекор всем своим страхам идти вперед. Действовать мужественно, несмотря на то, что мы чувствуем в данный момент. Быть честными, даже если от страха в этот момент все съеживается внутри, и мы уверены, что все что мы написали, не успеем исполнить за всю свою жизнь. Нужно иметь решительность пройти до конца все, даже если нам уже кажется, что там написано и так много. Это значит, в сам процесс выздоровления не смотря ни на что иметь веру и поверить нашей могущественной Силе, которая обязательно даст все необходимое для того, чтобы этот процесс привести к логическому завершению.

Если реально смотреть на все вещи – то работы в данном шаге будет очень много. Но падать духом не нужно, так как определенного срока для нас в совершении данного шага нет. Мы маленькими шажочками по частям можем продвигаться до того времени, пока сделано не будет все. Единственное, что по-настоящему важно в этом шаге, так это обязательная последовательность.

?ногда возможны такие периоды в нашей жизни, когда против нас работает наше же время. Обычно это бывает, когда перед самоанализом мы осознаем свой страх. Многие из нас, кто уже проходил шаг номер четыре, понимают, что это самое лучшее, что мы для себя можем сделать, и все равно этой процедуры побаиваются. Многие могут думать, что мы не должны бояться этого процесса, если знаем, что он для нас очень полезен. Но, тем не менее, мы можем бояться, если действительно чувствуем это.

Кроме того, наши опасения могут быть вызваны предыдущей работой над четвертым серьезным шагом. Мы уже знаем, что самоанализ в нашей жизни вызовет определенные перемены. Мы уже поняли, что если самоанализ разоблачит нашу манеру поведения, то мы уже не сможем вести себя как раньше, не причиняя тем самым себе страдания. ?ногда это может быть отказом от чего-то, без чего ранее мы не представляли свою жизнь, например, в отношениях с людьми или в поведении. ?ногда даже это может быть обида, которую мы так бережно хранили, что она стала источником дополнительного комфорта и перестраховки. Страх расстаться с чем-нибудь, от чего ранее мы зависели, абсолютно обоснован, хоть и вреден для нас, независимо от того, насколько истинно нужно это что-то. Так просто невозможно от этого страха отделаться, но мы должны с ним считаться, и действовать мужественно.

Может случиться так, что нам придется преодолеть барьер, который обусловлен неготовностью нашего сознания узнать о нашей болезни что-то новое. Некоторые из нас, которые уже имеют опыт чистого времени, поделились своими открытиями. Оказывается, что самоанализ, который был проведен в поздний период нашего выздоровления, свидетельствовал, что своими щупальцами наркомания охватила абсолютно все сферы их жизни, и нетронутым не осталось вообще ничего. Этот вывод постоянно сопровождался чувством растерянности и тревоги. Мы сами удивлены, как можно быть настолько больными. Но это же означает, что успехи в нашем выздоровлении значат гораздо серьезнее, чем заживление наших поверхностных ран.

После того, как мы сможем осознать то, что наш анализ вскроет, мы ощутим пришедшую на место тревоги свободу. Ведь именно самоанализ является инициатором процесса освобождения и изменения. Так почему бы не попробовать снова?

  • Страшно ли мне проработать данный шаг? Что именно страшно?
  • Что для меня значат слова «бесстрашно» и «глубоко»?
  • Общаюсь ли я с другими наркоманами? Что я еще делаю для того, чтобы справиться со всем, что мне откроет самоанализ и как мне подстраховаться?

Нравственный самоанализ

Со словом «нравственность» у многих из нас связано множество неприятных ассоциаций. У некоторых это слово может вызвать картины из прошлого, где от человека требовали соблюдать чрезмерно суровый кодекс поведения. Кому-то данное слово напоминает о людях, слишком нравственных, которых они считают лучше во всем. Это слово также в нас может пробудить протест против общественной морали или отказ от каких-либо авторитетов, которые нашей морали и вовсе не соответствуют. Но какая бы из данных ассоциаций для нас не была правдивой, все равно человек должен сам лично ее сформулировать. Если нас касается любая из выше перечисленных ассоциаций, то мы должны унять беспокойство, связанное с этим словом, и попытаться по-другому воспринимать слово «нравственность».

Слово «нравственность» у анонимных наркозависимых никак не связано с осуждением каких-либо авторитетов, общественными нормами или особым кодексом поведения. Нравственный самоанализ используется для того, чтобы формировать нашу индивидуальную собственную мораль, наши принципы и ценности. ? совсем не нужно, чтобы они совпадали с принципами и ценностями других людей.

  • Выводит ли меня слово «нравственность» из равновесия? Почему это происходит?
  • Выводят ли меня из равновесия мысли, которые касаются общественного будущего и того, что не смогу и не захочу подчиниться этому обществу?
  • Какие принципы и ценности важны именно для меня?

Объект исследования

В четвертом шаге нам предлагается исследовать не других  каких-то людей, а самого себя. Сейчас, когда нами будут написаны и проанализированы наши секреты, убеждения, поступки, страхи и обиды, то мы с удивлением сможем обнаружить, что все они связаны с какими-либо людьми, учреждениями или организациями. Нужно обязательно знать, что мы можем записать абсолютно все, что касается других людей, лишь бы это нам помогло в определении нашей в ситуации роли. Возможно, в самом начале многие не смогут отделить от чужой свою роль.

Духовные принципы

С помощью четвертого шага мы сможем вспомнить все духовные принципы, применяемые нами во всех трех предыдущих шагах. Мы, прежде всего, должны быть готовыми к шагу номер четыре. Предстоит быть абсолютно честными с собой, думать обо всем том, что мы записываем и узнавать у самого себя, истинно ли то, что записано. Нам придется иметь недюжинное мужество для того, чтобы появились силы пройти через все наши страхи. ? не менее важным в ситуации является то, что когда нам станет слишком трудно, и мы готовы будем отступить, то нашим поводырем станет доверие и вера.

  • Можно ли сказать, что моя работа над шагом номер четыре является демонстрацией моего мужества? Готовности? Честности? Веры? Доверия?

Самоанализ

Нужно взять блокнот или что-то другое, куда можно делать записи. Потом убрать абсолютно все лишнее, что может помешать концентрации внимания. Попроси у Высшей силы мужества для того, чтобы самоанализ у тебя получился максимально бесстрашным, честным и подробным. ? самое главное – не стоит стесняться, когда ты будешь отвечать на вопросы. Все, что тебе удастся вспомнить и будет для последующего самоанализа материалом.

Обиды

Когда мы вспоминаем то, что когда-то вывело нас из себя или кого-то, кого мы не можем никак забыть, мы заново переживаем все эмоции и чувствуем обиду. Все свои обиды в шаге номер четыре мы перечисляем по нескольким очень важным причинам. Первым является то, что это сможет нам помочь в преодолении старой душевной боли, которая, без сомнений, нашу жизнь омрачает. Второе, это то, что если мы переоценивали когда-либо людей и затем разочаровались в них, то нам это поможет пережить анализ всех наших обид. ? последнее, перечисление всех обид, которые сидели в нас когда-либо, поможет избавиться нам от тех оков, которые вызывали при воспоминаниях душевную боль или жалость к себе.

  • На каких людей я обижаюсь? За что? Описать ситуации.
  • На какие организации у меня есть обида (городские, исправительные, религиозные, правительственные, образовательные)? Описать ситуации.
  • Какие убеждения или причины заставляли меня в той ситуации сделать именно так, как я сделал?
  • Как способствовала моим обидам нечестность?
  • Как моя неготовность или неспособность пережить какие-либо определенные чувства помогали моим обидам расти?
  • Как моим обидам способствовало мое поведение?
  • Не страшно ли мне взглянуть в ситуациях, в которых появились мои обиды, на самого себя? Почему?
  • Как все мои обиды влияли на мое отношение к Высшей силе, другим знакомым людям, самому себе?
  • Какие темы в моих обидах всплывают регулярно?

Чувства

Наши чувства, по большему счету, мы хотим проверить из тех же соображений, из-за которых мы копаемся и в своих обидах – это нам может помочь в определении нашей жизненной позиции в собственной жизни. К тому же, многие, пока употребляли наркотики или алкоголь, совершенно забыли о том, что такое настоящие чувства. Даже если мы остаемся чистыми уже длительное время, мы постоянно делаем открытия – мы понимаем, как нам удавалось наши чувства отключить.

  • Каким образом я узнаю свои чувства?
  • Какие самому себе чувства я боюсь позволить?
  • Почему все свои чувства я раньше пытался блокировать?
  • Какие я использовал средства и методы для того, чтобы заглушить в самом себе чувства?
  • Что было толчком для того, чтобы возродить свои чувства? Какие это были чувства? В каких ситуациях это произошло? Какова в каждой ситуации была моя роль?
  • Какое убеждение или причина заставили меня действовать так, как я поступал в тех случаях?
  • Когда я узнаю свои чувства, что я делаю дальше?

Стыд, вина

Существует два подвида вины или стыда: это вымышленный и реальный. Вымышленный стыд появляется тогда, когда ситуация не была создана нами и ошибки допускали тоже не мы. А реальная вина появляется напрямую из сознания – мы чувствуем это, когда совершили какой-либо поступок, который с нашими принципами или убеждениям идет вразрез, сделали что-то плохое, навредили кому-либо и нам за это стыдно. Наш стыд и нашу вину нужно хорошо проанализировать, для того чтобы ситуации отделить друг от друга. Необходимо разобраться – отказаться от чужого и признать наше.

  • ?з-за кого или из-за чего я чувствую стыд или вину? Описать ситуации.
  • В каких ситуациях я чувствовал вину или стыд, хотя и не был виновником?
  • Какое у меня было убеждение или мотив, когда я действовал в созданных именно мной ситуациях?
  • Как в возникновении стыда или вины послужило мое поведение?

Страх

Если бы было возможным посмотреть на наркоманию без основных синдромов (компульсивного поведения, самого употребления и некоторых других ее проявлений), то нам бы удалось разглядеть эгоцентричный засасывающий страх. Мы боимся, что нас кто-то обидит, боимся каких-то сильных чувств. Как будто мы живем половинчатой жизнью и не можем почувствовать себя в самом деле живыми. Мы замыкаемся в себе и изолируем себя от чувств, потому что боимся всего того, что может проявить в нас какие-либо чувства. Мы боимся того, что можем не понравиться людям, и поэтому остаемся наедине с собой и употребляем наркотики. У нас есть страх, что нас в чем-то заподозрят, поэтому мы начинаем жульничать и лгать, обижаем кого-то, чтобы защищать себя.

Мы боимся почувствовать себя одинокими, поэтому готовы эксплуатировать или использовать других людей лишь для того, чтобы не быть покинутыми или отвергнутыми. Мы ужасно боимся, что нам будет мало. Неважно чего, но все равно мало, поэтому мы, чтобы добиться желаемого, можем совершать плохие поступки, даже и не думая о том, что кому-то станет от наших действий плохо. Выздоравливая, мы уже можем достичь чего-либо, что становится для нас очень дорого, и мы в такие моменты идем со своими принципами на компромисс, чтобы защитить то, что у нас имеется. Своекорыстный, эгоцентричный страх – это то, что мы должны удалить на корню, чтобы у него не было такой разрушительной силы над нами.

  • Чего или кого я боюсь?
  • Что я делаю для того, чтобы скрыть свой страх?
  • Как деструктивно или негативно я реагирую на страх?
  • Что страшит меня больше всего, когда я разоблачаю или анализирую себя? Что может случиться в данный момент?
  • Как из-за своего страха я сбивал себя с толку?

Отношения с людьми

В шаге номер четыре нам предстоит описать все отношения с людьми. Нужно описывать абсолютно все отношения, а не только романтические, чтобы в процессе анализа нам было легко проследить, где наши поступки или убеждения смогли привести к деструктивным или нездоровым отношениям. Нам необходимо внимательно посмотреть на наши отношения с ребятами из общественных организаций, клубов, школы, соседями, бывшими или настоящими сотрудниками, бывшими друзьями, партнерами, супругами или родственниками, с авторитетными людьми, и на все другое, о чем мы только сможем подумать в этот момент. Наше отношение к Могущественной силе мы тоже должны проверить. В процессе раздумий мы непроизвольно можем перепрыгивать через какие-либо недолговременные, не слишком интересные отношения, например ссору с преподавателем или сексуальные отношения на одну ночь. Но данные отношения тоже важны, ведь если о них мы думаем, то у нас какие-либо чувства с ними связаны, что является материалом для самоанализа.

  • Какие личностные конфликты осложняют мне романтические отношения или дружбу?
  • Как именно чьи-то оскорбления или мой страх сказались на моих романтических илии дружеских отношениях?
  • Как я в пользу платонических пожертвовал своими важными романтическими отношениями?
  • Каким образом я добивался отношений компульсивно?
  • Не чувствовал ли я в семейных отношениях того, как будто мы постоянно совершаем те же самые ошибки, но исправить вряд ли что можно? Какие это ошибки? Какую я роль играю в этих ошибках?
  • Как я потерял семью, супругу, партнеров или друзей?
  • Когда-нибудь у меня были проблемы с выполнением каких-либо обязательств? Описать ситуации.
  • Было ли у меня когда-нибудь такое, что я прерывал отношения и выходил из игры, потому что боялся, что меня обидят? Описать.
  • Насколько я считаюсь с мнением других людей в отношениях? Важны ли для меня их мнения так же, как и свои? Больше или меньше? ?ли вообще не важны?
  • Не чувствовал ли я себя в каких-либо ситуациях жертвой? (Когда мы разочаровались из-за слишком высоких требований к людям или когда мы сами входили в роль жертвы). Описать ситуации.
  • На что похожи наши отношения с соседями? Нет ли каких-либо закономерностей в таких отношениях вне зависимости от того, где я на данный момент проживаю?
  • Что я испытываю по отношению к тем людям, на которых и с которыми я работал? Как именно мое поведение, убеждения и принципы создали мне на работе проблемы?
  • Что я чувствую к тем людям, с которыми ходил когда-то в школу (сейчас и в детстве)? Я чувствовал лучше их или у меня было меньше чувств? Мне приходилось завоевывать у преподавателя уважение? Восставал ли я против людей авторитетных и уважал ли я их?
  • Был ли я когда-то членом добровольной организации или клуба? Какие у меня были по отношению к другим членам организации или клуба чувства? Дружил ли я там с кем-либо? Я приходил туда, чтобы просто занять чем-либо свободное время или же у меня были какие-либо серьезные намерения? Какие были намерения и оправдались ли они? Какая была в этих ситуациях моя роль?
  • Был ли когда-то я в учреждениях против своей воли (тюрьме, психиатрической клинике или тому подобных)? Как это повлияло на меня как на личность? Какие с руководством у меня были отношения? Выполнялись ли мной правила? Нарушались ли мной правила? Обижался ли я на руководителей, когда был пойман?
  • Не было ли у меня боли при ранних интимных или доверительных отношениях? Это не является причиной моей закрытости? Описать ситуации.
  • Не прекращались ли мной когда-либо отношения, даже если проблемы можно было решить, а конфликты замять в корне? Почему это случилось?
  • Попадал ли я когда-нибудь в зависимость от человека из моего окружения? Описать ситуации.
  • Не замечал ли я когда-либо в своей личности того, что мне определенно не нравилось? Не пытался ли я каким-то образом компенсировать это в своем поведении? Описать ситуации.
  • Какие в отношениях с людьми мои недостатки проявляются чаще всего (манипулирование людьми, подозрительность, себялюбие, нечестность и т.п.)?
  • Как бы я мог свое поведение изменить для того, чтобы у меня было все хорошо в отношениях с людьми?

Есть ли у меня какой-либо способ связи с Высшими силами? Как они поменялись со временем? Что я сейчас чувствую по отношению к Высшей силе?

Секс

Для многих из нас это является деликатной сферой. Возможно, некоторые остановятся, сказав: «Это слишком! Я не буду рассказывать никому про свою интимную жизнь!». Но это нежелание нужно как можно скорее побороть. В этом нам может помочь размышление об истине, которая заключается в необходимости анализа этих причин. С собственной сексуальностью воевать не хочется – сказано в книжном издании «Это работает: Почему и Как». Вот почему в самоанализе нам необходимо остановиться на нашем сексуальном поведении и понимании секса в целом. Для себя нужно напомнить, что анализируя свое настоящее поведение не нужно сравнивать его с чьим-то другим, по-нашему мнению нормальным поведением. Нам нужно только определить нашу мораль и наши принципы.

  • Как мой эгоизм сочетался с моим поведением в сексе?
  • Не путал ли я любовь и секс? Что получилось из-за этой запутанной ситуации?
  • ?спользовал ли я сексуальные отношения для того, чтобы заполнить пустоту души или избежать одиночества?
  • Бывало ли, что я избегал или требовал секса компульсивно?
  • Нет ли у меня чувства вины или стыда за какую-либо из попыток в моей сексуальной жизни? Как это получилось? Почему во мне возникли эти чувства?
  • Какие сексуальные попытки принесли вред кому-нибудь или мне самому?
  • Моя сексуальность меня устраивает? Если нет, то почему я так думаю?
  • Моя сексуальность устраивает других? Если нет, то почему я так думаю?
  • Секс не является для меня обязательным условием в отношениях с другими людьми?
  • Что для меня значит фраза «здоровые отношения»?

Оскорбления

Нужно предпринять серьезные меры по предосторожности, прежде чем приступить к данному разделу. ?ли же этот раздел нужно отложить на другой период выздоровления. Чтобы мы могли ответственно подойти к решению данного нам вопроса, нужно задействовать все имеющиеся у нас ресурсы: молитвы и наши собственные ресурсы, ведь мы можем оказаться не готовыми к боли, которую данная работа нам принесет.

Если мы все же решим продолжить данным раздел, то необходимо помнить, что именно прорабатывая данные моменты, мы можем почувствовать на самом деле сильную боль. В то время, когда нас оскорбляли и отворачивались от нас люди, которые нас должны были защищать и любить, мы испытывали ужасную боль, которую испытать когда-нибудь еще нам вряд ли уже придется. Но если мы готовы к действию, то очень важно этот шаг все-таки пройти. Пока мы держим внутри себя наши страдания, пока мы никому не рассказываем о них, противоречить желаниям могут наши поступки, а сами мы будем себя принимать негативно. Отсюда появляется вера в то, что нам нужно разрушать себя. Нужно познать правду, чтобы начать данный процесс, с помощью которого мы избавимся от страданий. Мы ведь не виноваты.

  • Когда-либо было ли со мной жестокое обращение? Кто это делал? Какие чувства у меня были тогда, и что я чувствую до сих пор по поводу этого?
  • На мои серьезные отношения с людьми могло ли повлиять чье-то жестокое со мной обращение? Как?
  • Если из-за жестокого обращения в детстве со мной я постоянно чувствовал себя жертвой, то что я могу сейчас сделать для того, чтобы восстановить свое духовное благополучие? Может ли Высшая сила мне помочь? Каким образом?

Не исключается, что и мы сами могли кого-то оскорбить словесно, морально или физически. Воспоминания о данных моментах, возможно, вызовут в нас чувство вины. Мы не должны допустить, чтобы чувство вины переросло в состояние отчаяния.

Нужно, чтобы мы оценили свое поведение честно, приняли ответственность за него и работали над тем, чтобы изменить это. Об этом нужно написать сейчас, и тогда первый шаг будет сделан. Когда мы будем работать над остальными шагами, мы сможем загладить вину перед абсолютно всеми людьми, которым когда-либо причиняли зло.

  • Когда-либо с кем-то я обращался грубо? С кем? Когда?
  • Каким мысли и чувства были у меня перед тем, как я сделал кому-то плохо?
  • Перед своими жертвами я испытывал вину и пытался извиниться? Описать ситуации.
  • Смогу ли я своей Высшей силе доверить свою жизнь для того, чтобы она помогла мне не делать больше зла? Буду ли я жить с этой серьезной болью до того времени, пока с работой над шагами она не успокоится?

Ценные качества

Практически все предыдущие вопросы призывали нас к определению истинной природы наших недостатков. Для шага номер пять эта информация нам обязательно пригодиться. Но кроме всего этого, так же важно обращать внимание на то, что дало положительный импульс кому-то другому или нам самим, или на то, что мы делали правильно. Это сделать нужно из следующих соображений. Первое, в процессе работы над шагом номер четыре, нам нужна не односторонняя картина о нас, а полная. Второе, нам нужно знать, какое поведение и черты характера для нашей жизни мы выберем.

  • Что мне самому в себе нравится? Что может понравиться другим? Какие именно из моих качеств на меня работают? Каким образом я могу продемонстрировать заботу о других людях и себе?
  • Каких в своей жизни я придерживаюсь духовных принципов? Меняет ли это мою жизнь?
  • Как укрепилось доверие и вера в Высшую силу?
  • Переходит ли положительный опыт на мои какие-либо отношения с другими важными для меня людьми?
  • Каких я достиг целей? Есть ли еще какие-либо цели, к которым я сейчас стремлюсь? Какие это цели? Что я делаю для того, чтобы их достичь?
  • Что для меня в моей жизни имеет самый большой смысл? Для чего я должен жить и как именно?
  • В чем моя благодарность за излечение выражается?

Секреты

Прежде чем мы закончим шаг под номером четыре, нам лучше всего оглянуться назад и посмотреть, вдруг мы что-то невольно или вольно пропустили. Было ли что-то в нашей жизни слишком плохое, что я не могу включить это в самоанализ? Если это действительно так, то мы должны понимать, что многие уже проходили данный шаг, и нет такой уникальной ситуации, которую нельзя было бы описать словами. Для нашего выздоровления будет очень плохо, если мы будем что-то скрывать.

Если мы что-то скрываем, значит, по нашей программе у нас есть некоторые оговорки.

  • Есть ли какие-либо секреты, про которые я еще не писал? Какие это  секреты?

Существует еще один обязательный вопрос, который себе нужно задать прямо сейчас: не написали ли мы чего-то неправильно и нет ли в написанном преувеличения? Практически у каждого человека, который проходил эту программу, возникали некоторые сложности с тем, чтобы вымысел отличить от действительности. Многими из нас были поведаны истории, в которых была лишь доля правды, а все остальное надумано и слишком преувеличено. С этим мы мирились, чтобы людям дать возможность высказаться. Мы не думали, что правда сможет на других людей произвести положительное впечатление, поэтому привирали, чтобы создать для себя определенную репутацию. Но так больше не надо поступать. В процессе работы над шагом номер четыре мы сделаем истинные, а не фальшивые, ценности. Самое время сейчас рассказать всю правду.

  • Есть ли в данном самоанализе какая-либо неправда? Может быть история, которая когда-либо рассказана мной, не совсем правдива?

?дем дальше

Заканчивая шаг под номером четыре, мы можем почувствовать какую-либо неловкость, головокружение от успеха или упасть духом. Но все равно мы себя абсолютно почувствуем по-новому. Нам и вправду очень хорошо от того, что мы довели данную работу до конца. Работа, которую мы в данном шаге выполнили, будет твердым фундаментом для следующих наших шагов, вплоть до девятого.