Девятый шаг

«Мы прямо возместили ущерб тем, кому могли, за исключением случаев, когда это могло навредить кому-то»

Каждый раз в Сообществе мы слышим, что шаги написаны по порядку потому, что каждый шаг важен для работы в последующем шагу. Для Девятого Шага это крайне актуально. Нам бы не хватило и нескольких жизней, чтобы искупить вину перед людьми, которым мы причинили много зла, если бы не опыт от предыдущего Шага. Если бы мы не признали собственных ошибок, то у нас не было бы основы, благодаря которой мы бы искупали вину. Если бы мы не стали взаимодействовать с Богом, таким, каким мы его понимаем, то у нас не было бы веры, которая так нужна в преодолении Девятого Шага. Если бы не опыт Четвертого и Пятого шагов, то мы до сих пор мучились бы сомнениями по поводу своей ответственности, и даже могли бы не понимать за что должны искупать вину. Если бы не развитие смирения на Седьмом и Шестом шаге, то мы бы ощущали гнев или праведность, и еще больше увеличили чувство вины. На восьмом шаге мы составили личный список, он и стал нашей подготовкой к следующему шагу, Девятому.

Прежде чем перейти к искуплению своей вины, нам нужно сильнее укрепить то, что является частью нас. Наши способности, глубина проницательности и осознание того, что мы сохраняем, когда искупаем вину, зависят от опыта наших прошлых шагов и стремления выздороветь.

  • Как мой опыт в первых восьми шагах влияет на работу над Девятым?
  • Как честность помогает мне на Девятом шаге?
  • Помогает ли мне смирение в работе над Девятым Шагом?

Возмещение ущерба

В Девятом Шаге не важны четкие временные ограничения. Окончив составление списка, мы не способны сразу же начать возмещать ущерб, словно ставя галочки перед купленными продуктами. Вполне возможно, что мы никогда не сможем полностью искупить свою вину, но наши возможности будут расти в процессе выздоровления. К примеру, мы будем всю жизнь применять духовные принципы, чтобы искупить вину перед своей семьей. Момент, когда мы перед всей семьей пообещаем вести себя теперь абсолютно по-другому, совсем не так как в прошлом не будет значить, что мы искупили свою вину. ?скуплением будет каждый наш день, когда мы стараемся сдерживаться, чтобы не причинить вреда этим людям, когда пытаемся своими поступками показать свою любовь к семье.

Возврат конкретного долга так же не будет сразу воспринят как окончательное искупление вины, ведь этот долг не так просто забыть. Чтобы жить по Девятому Шагу, нам нужно не приобретать новых долгов, с которыми мы, вполне возможно, не в состоянии расплатиться. Следует различать, в какие долги мы влезаем. Мы не должны злоупотреблять помощью друзей, не предлагая свою помощь взамен, злоупотреблять добротой и терпением людей, когда сами не принимаем участия в общих делах. Нам нужно стараться избегать таких обязательств и продолжать отдавать старые долги.

  • Как вы понимаете выражения «загладить вину» и «восполнить ущерб»?
  • Разве попросить прощения – это гораздо меньше чем возместить ущерб?
  • Обязывает ли меня меняться возмещение ущерба?

Страхи и ожидания

Нам кажется, что возмещение ущерба – это скучная процедура, разрушающая нервы. Мы боимся наладить наши отношения. Мы становимся счастливыми от того, что не уклоняемся от возмещения ущерба. Многие из нас будут бояться хотя бы по поводу некоторых случаев. Мы волнуемся, что если отдадим все финансовые долги, то сами останемся на мели. Мы волнуемся, что нам могут отказать, боимся возмездия или чего-то другого.

Девятый шаг может показаться авантюрным для новичка. Нам сложно представить, что мы будет ощущать перед искуплением вины, после него и во время. Мы то чувствуем себя слишком самоуверенно, то, наоборот, ощущаем неспособность продолжать работу. Нужно понять, что то, что мы чувствуем и что делаем – это не одно и то же. Если мы волнуемся, то совсем не обязательно, что у этого волнения есть причина. Радостные ощущения не всегда говорят об искуплении всей вины.

  • Есть ли у меня страхи по поводу возмещения ущерба? Волнуюсь ли я, что кто-то сможет меня отвергнуть?
  • Что нового требует от меня Девятый шаг?
  • Как быть с материальным ущербом? Верю ли я, что Бог поможет мне найти способы избавиться от всех долгов?

Сколько бы мы не проходили шаги, все равно мы чувствуем страх перед началом нового шага, особенно если у нас уже есть опыт работы с этим шагом. В Девятом шаге могут появиться противоположные чувства. Многие задумываются о прошлом опыте. У одних он был положительным, мы ощущали себя чудесно, были благодарны, когда в ответ на наши признания получали открытый жест примирения. Мы были счастливы, и в нас поселилась надежда на сохранение отношений, мы благодарили любимых за прощение.

Вы можете не поверить, но такой опыт может отрицательно сказаться в последующем искуплении вины. Мы можем подумать, что все наши попытки извиниться будут заканчиваться именно так, а если все будет проходить иначе — это шокирует нас.

В этот момент мы можем вообразить, что удачные извинения – это что-то нереальное, будем бояться этого и все время откладывать в дальний ящик. Если мы чувствуем, что откладываем эту процедуру, потому что боимся реакции человека, то нам необходимо вернуться к предназначению Шага Девятого.

На Девятом Шаге мы должны возместить весь ущерб, который мы причинили. Многие помнят три концепции, которые ассоциируются с возмещением ущерба – это решительность, возврат и восстановление. Решительность — это способность найти решение проблемы, нам нужно забыть все, что нас мучило, разрывало на части. Восстановление – это приведение в прошлое состояние всего разрушенного. Мы можем восстановить хорошие отношения или доверие. Возвращение похоже на восстановление, но в Девятом шаге представляет собой возвращение чего-то материального владельцу. Действие по определенному плану может быть успешным в Девятом шаге. Стыд, вина уходят, а мы начинаем чувствовать душевный покой.

Может пройти слишком много времени пока мы ощутим благотворное влияние Девятого шага, искупая свою вину. Это выражается в радостном настроении, которое приходит на место обиды, мы снова можем любить окружающих, а они принимают нас как равного себе.

  • Есть ли у меня страхи перед будущим возмещением ущерба?
  • ?меет ли значение, как мы будем искупать свою вину? Есть ли связь с духовными принципами?
  • Можно ли использовать других зависимых, своих близких и Высшую силу для вдохновения в работе над Девятым шагом?

Прямое и косвенное возмещение ущерба

В нашем сообществе считается, что прямое (в лицо человеку) возмещение ущерба наиболее предпочтительно. Мы должны поступать так везде, где это возможно. Но есть и другие пути возмещения, которые могут быть более эффективны.

Одни ситуации намного сложнее, чем нам кажутся. Сначала мы думаем, что решение очевидно, но перед действием надо остановиться, взять паузу. Может быть, те, которым мы нанесли ущерб об этом и не подозревают, и если они осознают это, то могут быть шокированы и разочарованы. Некоторые из наших родных, знакомых могут и не подозревать о нашей болезни. Узнав об этом, они могут расстроиться. Надо ли знать людям об этом? Какие намерения двигают нами, когда мы рассказываем им о болезни? Не навредит ли эта информация им?

Эта ситуация может быть осложнена, например, кражей у друзей денег. Может быть, в краже обвинили другого? Нужно ли нам, возвращая деньги, рассказать о своей болезни? Может быть, и нет. Эти моменты нужно рассматривать индивидуально.

Есть ли в моем списке имена, которые можно отнести к таким сомнительным обстоятельствам? Какова особенность этих обстоятельств?

У нас есть некоторые грехи, из-за которых мы вполне можем быть уволены, нести ответственность и даже попасть за решетку. Если мы признаемся в преступлении, то должны сесть в тюрьму. Это окажет сильнейшее влияние на нашу жизнь. Уволят ли нас? Не скомпрометирует ли это еще и нашу семью? Как арест может повлиять на жизнь нашей семьи и нашу собственную? Самое правильное в данной ситуации – это проконсультироваться с юристом и прояснить все вопросы. Мы должны признать последствия нашего поведения. Нужно тщательно изучить эту ситуацию, и найти, как именно исправить наши ошибки.

Есть ли такие поступки, которые имеют серьезные последствия? какие?

Есть случаи, когда мы не можем прямо возместить ущерб из-за смерти человека. Такая ситуация бывает достаточно часто в нашем сообществе, поэтому уже был разработан ряд методов, как поступать в таком случае. Возмещение ущерба в этом случае гораздо важнее, чем уход от чувства стыда. Одни делали пожертвования от имени умершего человека, другие занимались делом, которым был увлечен этот человек. Некоторые платили детям погибшего. В этом деле играет роль только ваше воображение и ваша готовность. Мы удивимся, насколько косвенное решение проблемы будет эффективным. Кто-то приходит на могилу умершего человека и читает там письмо. Как поступить в таком случае, зависит от нанесенного ущерба и нашей духовности.

Надо ли платить за долги человека, которого уже нет в живых?

Нам нужно советоваться с другими выздоравливающими людьми, своими близкими и друзьями, чтобы выздороветь. Мы не должны вести себя как роботы. ?ногда метод возмещения ущерба бывает очень простым. Нам нужно все время добавлять в список новые имена, возможно, даже на протяжении всей жизни.

Есть еще и люди, которых мы не можем найти. Может быть, нам нужно косвенно возместить ущерб им? Бывает, что, уже отчаявшись найти этих людей, мы встречаем их где-то случайно. Кто-то считает, что это божий промысел, но нужно не забывать о возможности прямого возмещения.

Можно просто подождать, если не получается найти кого-то из списка. Но нельзя останавливаться, нужно продолжать искать их, чтобы не причинить зла еще и кому-то другому. Сила моральной готовности так же очень важна в случаях, когда мы не можем реально возместить ущерб.

После рассмотрения сложностей косвенного возмещения, может показаться, что возмещение ущерба прямо намного проще, честнее. Раз мы совершили недостойный поступок, причинили кому-то зло, то нужно извиниться и постараться искупить вину, ведь так?

Но не всегда с этим можно согласиться. Этот процесс не имеет ни четкого начала, ни окончания. Порой мы сразу приступаем к возмещению, безотлагательно начинаем менять свое поведение. Это процесс, в котором мы меняемся сами, он продолжается и после прямого разговора с людьми, которым мы причинили зло.

Что мне нужно изменить к лучшему в своем поведении?

Вид прямого возмещения, когда мы усаживаемся перед человеком, говорим ему всю правду в лицо, извиняемся, выслушиваем ответ, наполняет страхом нашу душу. Мы воображаем, как сидим перед человеком из нашего списка, говорим ему о наших ошибках, предлагаем исправиться, и вдруг слышим в ответ «ты не можешь это исправить, это чересчур ужасно» или «я никогда не смогу тебя простить».

Это самый страшный для нас случай, ведь мы можем теперь не верить в сам процесс, а этого мы боимся больше всего. Рискнув, поверив в себя, Бога и возможность нашего излечения, мы пришли к тому, что не можем быть прощены, что мы ужасные существа. Многие наркоманы сталкивались с такой реакцией, когда пытались попросить прощения перед кем-либо, но это не лишило их силы духа, а, наоборот, подстегнуло к дальнейшему развитию, как будто наши извинения были приняты с пониманием.

В случае абсолютно негативного восприятия наших попыток извиниться, мы осознаем, что необходимо предпринимать дополнительные шаги. Если человек до сих пор страдает от наших злодеяний, то контакт с ним может быть опасен, не продуктивен, особенно если это лучшие друзья или члены семьи. Нужно, чтобы человек остыл, перед тем как мы пойдем на контакт, иначе он будет настроен сильно против нас. Спустя время, когда они подумают над этим, то вполне возможно остынут, поэтому не нужно торопиться обращаться к таким людям, чтобы не сделать еще хуже.

Порой, даже если мы максимально честны в своем желании извиниться, насколько бы мы не готовились к этому, человек просто не хочет прощать нас. В этом случае есть предел, после которого наша ответственность снимается. Тот, кто хочет злиться на нас всю жизнь может продолжать жить, нужно оставить его и считать, что мы выполнили свой долг. Мы считаем, что извинения будут более завершенными, если мы еще и сделаем что-то, что поможет исправить ситуацию. К примеру, мы пытаемся возместить ущерб начальнику, у которого мы своровали деньги. Нам можно вернуть ему деньги через сотрудников, желательно анонимно.

Мы должны помнить, что возмещение является частью нашей личной программы реабилитации. Мы возмещаем ущерб не только потому, что должны это делать, но и признаем духовное развитие нашей личности в этом процессе. Мы осознаем зло, которое причинили, это спасает нас от самонаваждения, как написано в книге «Это работает: Как и почему?». Самонаваждение – это одна из частей нашего заболевания, которая очень сильно влияет на духовность, ослабление этой части будет помогать нам выздороветь скорее. Еще один трудный шаг – это прямое признание перед человеком наших ошибок – это большой шаг в развитии нашей духовности. Само прохождение через что-то, требующее смирения, говорит, что мы достигли этого смирения. После окончания возмещения ущерба мы получаем душевный покой, больше не чувствуем стыда и вины за проступки, нас не тяготит груз неоконченных проблем и чувство стыда за зло, все остается позади, а наша душа радуется.

  • Готов ли я эмоционально к возмещению ущерба в тяжелых ситуациях, и к их результатам?
  • Какие подготовительные меры я предпринял?

Прощение

Развитие души, которого мы достигаем после прямого возмещения, очень зависит, как мы к этому подготовимся морально. Мы освобождаемся от всех домыслов, которые могут поколебать нас, сохраняем веру, смирение и согласие.

Есть еще одна ситуация – когда мы должны возместить ущерб тому, кто сам причинил нам вред. Унизивший нас друг, кто-то из семьи, родственник, который некорректно отозвался о нас и другие. В прежних шагах мы работали над разделением того, что сделали мы и того, что причинили нам. Мы совершенно точно знаем наше участие в этих ситуациях и почему мы возмещаем ущерб. В случае если мы желаем прямо возместить ущерб, то мы должны понять, что возмещаем то, что было в этом конфликте. Мы не должны управлять человеком, вынуждать его тоже возмещать ущерб. То, что содеяно не нами, не должно нас волновать. Думая об этом во время процесса возмещения, мы скорее достигнем цели, в независимости от того, как наше признание было принято и сказано ли что-то в ответ.

В некоторых случаях неприятности настолько велики, что эффективнее будет отложить их на определенный период. Многие в детстве пострадали от старших родственников — в физическом, моральном или сексуальном плане. Позже мы могли сами причинить им ущерб – украсть, нанести травмы. Здесь не встает вопрос о том, возмещать ущерб или нет, идет речь лишь о временном ограничении. Могут пройти годы, прежде чем мы сможем попросить у них прощения. А сейчас нам нужно не забывать об этом и продолжать работать.

Нам стоит простить тех, которые обидели нас перед принесением собственных извинений. Не нужно просить прощения у человека, который может привести нас в ярость, ведь это будет очевидно, насколько бы мы себя не контролировали. Здесь не приемлема принцип «как будто», так ты не достигнешь успеха.

Есть огромная разница между моментами, в которых нам причинили вред не обоснованно, и теми, где это зло было основано на нашем поведении. В случаях, когда мы злимся на наших обидчиков, мы должны задуматься – а не мы ли виноваты в том, как с нами поступили. К примеру, мы были на вечеринке АН в выходные, но родители не верят нам. Стоит ли нам обижаться на них, если вспомнить сколько раз мы им лгали. Мы возвращались в неадекватном состоянии, раз за разом, поэтому родители перестали нам доверять, и пройдет гораздо больше времени прежде, чем они снова смогут поверить в нашу честность. ?ли мы каждый день относились к своим друзьям потребительски, мы были эгоистичны, а когда нам понадобилась их помощь, мы не нашли их и рассердились. Осознав, что некоторые свои несчастья мы сделали себе сами, мы сможем простить людей, причинивших нам вред.

Чтобы найти прощение как-то по-другому, мы можем забыть на время о себе и понаблюдать, как живут другие. Возможно, у людей, обидевших нас, есть какие-то серьезные проблемы, которые сделали их более жесткими и не чувствительными к просьбам других. Может быть, наш друг перестал общаться с нами, сказал, что эти отношения нездоровы только потому, что сам расстался с кем-то. Может быть, начальник не смог по достоинству оценить нашу работу только потому, что у него самого были проблемы с работой. Когда мы узнаем, что у тех, на кого мы обижены, есть свои проблемы, мы начинаем чувствовать себя незначительными и мелкими. Нам нужно усвоить, что прощать и любить будет легче, если мы поймем, что у всех людей есть свои проблемы. ? если они стали с нами не обходительны, то, возможно, это происходит именно по причине этих серьезных проблем.

Перед возмещением ущерба мы должны обратиться к Высшей Силе за помощью и поддержкой. Если мы почувствуем прощение Бога, то будем относиться к людям тоже с любовью, пониманием и состраданием. Мы будем надеяться на защиту Высшей Силы, поэтому у нас будет больше уверенности в себе, надежды на лучшее. Лучше всего настраивать себя на возмещение ущерба через молитву и размышления.

  • Есть ли люди, которым я причинил боль, но и они мне тоже?
  • Смог ли я их простить? Кого я не простил? Все ли я предпринял, чтобы простить их?

Возмещение ущерба

Наконец, мы готовы возместить ущерб. Мы обсудили наш список, внесли изменения, наметили план работы в Девятом Шаге. Мы наладили контакт с Богом, набрались мудрости, мужества и готовности, чтобы возмещать ущерб.

Далее мы должны идти по своему плану. Необходимо продолжать исправление своего поведения, исполнять взятые на себя обязательства, преодолевать трудности. В первые опыты возмещения мы начинаем уважать себя, ощущаем гордость и эйфорию, которые возникают вместо угрызений совести. Мы становимся нормальными людьми, равными другим. Это чувство, как правило, очень сильное, поэтому нам кажется, что мы с ним не справимся.

Не пугайтесь этого, чувства не всегда будут такими интенсивными, мы будем наблюдать за этими изменениями. Когда утихнет первый пыл, мы столкнемся с другой стороной этого процесса – доведением дела до конца. К примеру, мы взяли деньги в кредит в банке и обязались отдавать каждый месяц нужную сумму, но через год понимаем, что не хотим расставаться с заработанными деньгами. Тут стоит задуматься — насколько свободными мы хотим быть? Если мы хотим расти душевно день изо дня, то должны продолжать выздоравливать, а значит, отдавать все долги.

  • Есть долги, возместить полностью которые у меня не получится? Делаю ли я что-то, чтобы снова вернуться к этим долгам?

Не всегда процесс возмещения бывает спокойным и приличным. Без духовного развития работа по шагам не принесет нам счастья и радости. Во время возмещения могут возникать ощущения страха, дискомфорта, риска, чувство незащищенности. Они могут оказаться настолько сильными, что мы будем воздерживаться в будущем от поведения, провоцирующего эти ощущения. Если мы слышим в Сообществе, что дела идут лучше, значит, мы чувствуем себя лучше.

Мы сами становимся лучше, честнее, не позволяем себе плохого поведения, потому что знаем, что такое человеческое страдание – и наше, и других людей. На место эгоцентризма приходит осознание, что в мире есть много других людей, что все живые, у всех есть проблемы. Теперь это искренне волнует нас, если раньше в нас преобладал эгоизм, то сейчас мы становимся более мягкими, бескорыстными, учимся прощать и помогать.

Наша вера, любовь и смирение распространяются и на нас. Мы почувствовали результаты возмещения вреда себе в Шаге Восьмом. Мы возмещаем ущерб себе уже тем, что отказались употреблять наркотики и начали работать по шагам. Но эти два поступка не могут сами по себе излечить нашу душу. Нам еще предстоит сделать многое, чтобы вылечить наш ум и тело. ?меется довольно много способов позаботиться о здоровье своего тела, начиная от таблеток до диеты и зарядки. Выбирая конкретный способ, мы должны считаться со своими желаниями. Нужно задуматься и об умственном развитии, ведь за столько времени безделья, наш ум уже не так хорошо функционирует. Нужно стремиться к новым знаниям, возвращаться в школу или изучать что-то новое.

  • Какие у меня планы возмещения вреда себе? ?меются ли какие-то перспективные планы, которые можно называть возмещением своего ущерба? Какие? Что необходимо делать, чтобы достичь их?

Принципы духовности в Девятом Шаге

Важными принципами на Девятом Шаге являются смирение, любовь и прощение.

Смирение, приобретенное нами на данном шаге, мы должны рассматривать как результат взгляда на ущерб, причиненный людям. Мы знаем, что много чего натворили, мы отвечаем за тот вред, который причинили, мы несем за него ответственность. Мы могли осознать это, когда увидели слезы на глазах обиженных нами людей. Увидев, что кто-то теперь не страдает из-за нас, мы настолько были потрясены этим, что по-другому взглянули на страдания людей. Мы снова ощутили возрастание чувства смирения благодаря предыдущей работе над шагами.

  • Принимаю ли я ответственность за зло, причиненное мною? Что привело меня к этому?
  • Благодаря чему я отчетливо увидел, какой именно вред я причинил? Оказало ли это влияние на укрепление моего смирения?

Мы старались придерживаться духовного принципа благодарности, любви и сопереживания на протяжении работы над всеми шагами, но на Девятом Шаге нам будет проще. Ведь сейчас мы уже избавились от ненужных представлений, разрешая любви проникнуть в нашу жизнь. Когда мы ощущаем любовь, нам хочется делиться ею, налаживать отношения с людьми, завязывать новые отношения, делиться опытом выздоровления бескорыстно, помогать другим, поддерживать их.

Каким образом я помогаю другим?

Когда нас прощают, то мы тоже переносим прощение на других людей, что помогает нам обращаться к данному принципу как можно чаще. Сознание собственной гуманности помогает прощать других, не осуждать их, как было раньше. Мы не ждем от людей подлости и предательства, начинаем верить им. Мы чувствуем, что люди положительно настроены к нам, ведь мы тоже несем только позитивный настрой. Если нас кто-то обижает, то мы не держим на него зла, а стараемся простить его и забыть об обиде.

  • Что я нахожу полезного для себя в принципе прощения? В каких ситуациях я действовал согласно этому принципу?
  • За какие ошибки я простил себя?

?дем дальше

Некоторые считают полезным порассуждать о том, как мы возмещали ущерб. Одни делают это письменно, объясняя подробно, что для них означает этот процесс и чему они смогли обучиться.

  • Как я понимаю фразу «возместить ущерб»? Научился ли я чему-то при этом?

Сущность Девятого Шага очень хорошо описывает слово «освобождение». Мы освобождаемся от вины, стыда, больше обращаем внимания на происходящее вокруг, не зацикливаемся на себе и своих проблемах. Мы превращаемся в активных участников наших отношений с людьми, учимся общаться. Нас посещают мысли о прошлом, о болезни, как о страшном периоде, где не было просвета. Мы хотим забыть об этом поскорее, но делимся своим опытом с другими выздоравливающими. Мы начинаем ценить каждый день, как подарок жизни, и знаем: для того, чтобы сохранить ощущение свободы, мы должны не переставая работать над достижениями предыдущих шагов, Десятый Шаг поможет нам это осуществить.