Восьмой шаг

«Мы написали список людей, кому мы причинили зло, и очень хотим возместить всем им ущерб»

До нынешнего момента мы в работе по шагам делали акцент на себе и наших отношениях с Богом, таким, как мы его понимаем. Но с Восьмого Шага начинается вовлечение в процесс выздоровления людей, которым мы причинили боль, зло, во время употребления наркотиков или в период выздоровления. Всех людей, кому мы желали зла, и кого обидели не целенаправленно, тех, кого уже нет в нашей жизни, и самых близких, с кем мы проживем рядом до конца наших дней.

На Восьмом Шаге мы оцениваем ущерб, который нанесли людям. Не имеет значения, обижали ли мы их в гневе, страхе или неосторожности, не важно, объяснялись наши действия нечестностью, эгоизмом или прочими недостатками. Даже если мы кому-то не желали причинять зла. Все равно все зло, причиненное нами – это то, с чем нам предстоит работать на Восьмом Шаге.

Вполне возможно, что некоторый ущерб уже нельзя возместить. Сами мы уже не сможем ничего исправить. Но на данный момент наша задача понять, кому мы доставили неприятности, какие они были, и начать возмещать ущерб.

В Восьмом шаге надо задуматься о Девятом, понять, как мы будем возмещать этот ущерб. Мысли о признании своих ошибок, конечно же, повлияют на продвижения в данном шаге. Перед тем, как разработать наш список, нам очень важно понять, в чем именно мы могли бы заблуждаться.

Здорово, что мы начали восстановление отношений с ближними. Наши семьи, безусловно, очень счастливы, что мы избавились от зависимости. Мы уже продвинулись, потому что закончили употребление наркотиков. Если нам удалось сохранить работу, то это уже говорит о том, что мы там на хорошем счету. Мы перестали причинять зло сослуживцам и начальству, одноклассникам и педагогам, но хватит ли этого?

Возможно, мы слышали на собраниях выражение «возместить ущерб», которое употреблялось в контексте «поменять что-то», а не просто извиниться. Самым важным сейчас является наше действительное отношение к людям, но это не значит, что устные извинения отменяются. Устные извинения в лицо человеку крайне действенны – они способствуют духовному росту выздоравливающих, и утешают тех, кому мы приносим их. Мы не можем просто принести людям слабые извинения, а потом дальше делать все по-старому.

Многие могут ощутить раздражение от письменных работ в первых семи шагах. Мы провели анализ нашего поведения в шаге Четвертом, справились с нашими недостатками в Шестом Шаге, теперь мы должны рассмотреть те же ситуации по-другому. Как будто мы проводим экзамен нашей жизни и зависимости по мере продвижения по шагам. На самом ли деле это нам настолько необходимо? Может быть, мы лишь снова и снова наказываем себя?

Но все не так, на восьмом шаге берет начало процесс нашего ощущения себя полноправными людьми. Мы теперь снова можем смотреть людям в глаза, не чувствуем свою вину, ни от кого не прячемся, мы не боимся быть наказанными за невыполненные обязательства. Мы снова свободны.

Есть ли неясные для меня моменты при работе с Восьмым шагом? Какие?

Однако многие из нас впадают в другую крайность в этом шаге. Они не могут дождаться успешного окончания процедуры, не подозревая, что своим нетерпением могут в очередной раз причинить зло. Мы совершаем промахи, признаемся супругам и друзьям в неверности, заставляем всю нашу семью слушать о каждой подробности из нашей жизни, подтверждая их плохие подозрения по поводу наших прошлых поступков. Но таким непростым образом мы двигаемся вперед. Мы рассказываем своим детям о нашей болезни, о том, что не можем ее контролировать, что очень ценим свое выздоровление, что жизнь сильно улучшилась после нашего выздоровления, что будем забывать о тех плохих временах, когда раздавали пустые обещания. Нам приходится каяться в том, что мы наркоманы, что потратили много средств на свою болезнь, что очень расстроены этим и не допустим такого в будущем. 

Нам нужно четкое руководство и определенный план действий, чтобы сгладить свою вину перед прочими. Не нужно торопиться, иначе мы можем закончить плохо, причинив больше вреда, чем пользы.

  1. Ясно ли мне, что с этим вопросом нельзя спешить, что нужен четкий план и рекомендации? Не наделал ли я больше бед своими поспешными извинениями? Какая это была ситуация?
  2. Какие обиды не дают мне подготовиться к осознанию вины?
  3. Смогу ли я прямо сейчас забыть об этих обидах? Если нет, то смогу ли я хотя бы записать эти имена в мой список, не боясь, что в будущем так и не смогу возместить им ущерб?
  4. Есть ли люди, которым я нанес ущерб, но кто представляет опасность для меня, или я волнуюсь об отношении этих людей по другим причинам?

Кто-то может еще до сих пор верить в свою невиновность, в том, что они люди в общем безобидные и никому кроме себя вреда не причиняли. Если у нас настоящие затруднения перед кем просить прощения, входит ли в этот список наша семья, то, возможно, отрицание до сих пор сидит в нас или мы недостаточно серьезно относимся к этому. Даже выздоравливая уже много лет, мы порой не можем разобраться в той или иной ситуации. По нашему правилу мы вносим в список имена тех, кому мы должны принести свои извинения, но пока не можем вообразить ситуацию, в которой могли бы это сделать. Мы можем вернуться к этому вопросу позже, а пока нужно прилагать все свои желания и возможности, чтобы выздороветь. Нам необходимо отбросить прочь свои предубеждения, чтобы принять многое, когда для этого наступит нужный момент.

Вот еще один сложный момент: некоторые из нас начинают этот шаг позже, так как не хотят возмещать ущерб некоторым людям. У нас либо обида на них, либо мы даже вообразить не можем, как нам к ним подойти. Но начать нужно с внесения всех этих людей в список, даже если мы не уверены, что когда-нибудь сможем им возместить ущерб, поэтому нам нужны рекомендации как выйти из такой ситуации.

Кому мы причинили зло и как мы его причинили

Перед составлением списка мы должны ознакомиться с последней концепцией – смыслом понятия «зло» в этом шаге. Мы должны понять как можно причинить зло, ведь нам нужен полный список.

Зло бывает разным. К примеру, воровство денег или имущества у человека или фирмы – это очевидное зло. Некоторые из нас признают физическое насилие злоупотреблением злом.

Бывают ситуации, в которых мы знаем, что умышленно причиняли зло, но не можем понять кому именно. К примеру, мы жульничали на школьной контрольной, но мы спрашиваем себя, кому причинили этим зло – учителю, себе, одноклассникам или тем ученикам, пришедшим после нас и страдающим от недоверия учителя? Ответом будет – всем им, может быть, даже не прямо. Всех их нужно внести в наш список при работе над Восьмым Шагом.

Теперь можно перейти к другим категориям зла. Это зло проникает во все уголки сердца человека. К примеру, у вас был хороший друг, вы общались с ним много лет, доверяли друг другу все самое важное, переживали вместе сложные моменты. Но однажды прервали дружбу, не объяснив причин, из-за реального или выдуманного жеста, и больше не пытались восстановить ее. Потеря друга уже достаточно ощутима, к тому же давит тяжесть непонимания причины, но многие причиняли подобное зло другим. Чтобы восстановить в человеке чувство доверия, подорванного нами, потребуются годы. В другом варианте этой ситуации, мы взвалили вину за прерванные отношения на другого, и человек почувствовал себя нелюбимым. Хотя на самом деле мы просто устали от этих отношений, но слишком ленились предпринимать попытки сохранить их.

Своим уходом, пренебрежением, унижением или манипулированием и многими другими поступками мы можем причинить эмоциональное зло. У нас получалось заставить других ощущать себя ниже нас по уровню развития, когда выдавали себя за кого-то другого, лучше всех, когда стремились показать свое моральное превосходство. Независимые и опытные из нас могут без труда найти нужные имена для списка в Восьмом Шагу, вспомнив тех людей, чью поддержку мы отклоняли.

Для многих потребуются усилия при понимании категории «зла», потому что мы концентрируемся на периоде употребления наркотиков, мы считаем, что тогда были другими людьми, но и во время выздоровления мы все еще причиняем зло, умышлено или нет. Мы наверняка причинили зло другим членам Сообщества, когда делились с ними своим опытом. Мы бывали равнодушны к их боли, сплетничали о них, руководили ими, манипулировали, утаивали деньги Седьмой Традиции, сексуально эксплуатировали новичков и это далеко не все примеры. Многие не могут внести эти моменты в список из-за мысли о возмещении ущерба. Мы считаем себя членом Сообщества, который придерживается высоких стандартов поведения в обществе, поэтому наши сотоварищи тоже готовы к прощению, ведь они знают, чего мы пытаемся достигнуть.

Составляем наш список

Этот список невозможно держать в голове, нужно на бумаге записать каждый наш проступок, имя каждого человека, из тех, кому доставили неприятности. Написанное будет труднее забыть или отказаться от возмещения. Если по разным причинам мы не можем записать на бумаге, можно воспользоваться магнитофоном или прибегнуть к другому способу. Нужно полностью выложиться на этом этапе.

Перед тем, как начать составление списка, нужно вспомнить все, что знаем о зле и приступить. Какие-то имена всплывают сразу, другие возможно вспомнить, только перебирая в голове категории причиненного зла. Здесь нам поможет возврат к Четвертому Шагу и анализ всей информации, которую мы сможем извлечь из этого шага.

Даже если мы не полностью уверены, согрешили ли мы в какой-то ситуации, нужно включить все имена и все ситуации. Лучше, если мы вычеркнем какие-то имена, чем будем вспоминать тех, кого мы не внесли в список, но должны были. Если мы помним ситуацию, когда причиняли зло, но не помним фамилий и имен тех людей, то можно, в крайнем случае, записать хотя бы ситуацию. 

Вносить в список себя многие считают неудобным, так как, возможно, на первых этапах выздоровления нам внушили мысль об эгоцентричности идеи возмещать ущерб самому себе. Что нельзя столько думать о себе, нужно думать о других людях, которым мы причиняли зло. Да и как возместить ущерб самому себе? Наверное, многие из нас подумали, что этим является вознаграждение самого себя за какие-то достижения. Мы могли бы, например, покупать себе подарки, не позволительные для нас, или позволять себе другие радости. Но на самом деле мы возмещаем себе ущерб, перестав вести себя непозволительно и безответственно. Нужно понять, что мы сами стали жертвами своих проблем, сами причинили себе зло, не проявив способность взять на себя личную ответственность. Вписав свое имя в список, нам удастся перечислить ущерб для нашего здоровья, имиджа и финансов, который мы причинили им.

Составьте список абсолютно всех людей, ставших жертвами вашего зла, и напишите, как именно причиняли неприятности каждому.

Формируя готовность

Когда список готов, когда вы внесли в него все имена и поступки, которые раньше пропускали, то пора начинать возмещение ущерба. Чтобы сформировать готовность, нам нужно хотя бы кратко проанализировать понятие «возмещать ущерб». До этого мы говорили, что нам нужно будет сделать намного больше, чем просто поменять поведение, что некоторые боятся своей неспособности измениться. Мы не хотим больше вести себя как раньше, но в памяти у нас до сих пор времена, когда мы уже давали обещания, не станем ли мы опять вести себя по-старому? Здесь очень важно поверить в наше выздоровление. Нужно просто поверить, что Бог, каким бы мы его не понимали, дает нам силы меняться, несмотря на то, сколько мы остаемся чистыми и какой ущерб восполняем.

  1. Почему простое “?звините”- это мало, чтобы возместить ущерб, нанесенный мною?
  2. Отчего просто сменить свое поведение недостаточно, чтобы принести свои извинения?
  3. Есть ли у меня денежные долги, которые я не хочу возвращать? Какова была бы моя жизнь без этих долгов?
  4. Есть у меня долги из числа людей, которые тоже причинили мне ущерб? Могу ли я решиться отдать эти долги?

В одних случаях мы готовы сразу возместить ущерб человеку, внесенному в список, но иногда нам очень сложно быть готовым к этому.

Денежные долги есть у всех, пусть даже незначительные. Это могут быть мелкие кражи, ссуда, долги на работе или взаймы у конкретных лиц. Возместить ущерб – это означает расставание с деньгами, которые мы хранили для себя. Возможно, мы почувствуем полную душевную свободу, которая появляется после уплаты всех долгов, лишь спустя длительное время, поэтому мы можем быть не сразу готовы заплатить такие долги. Можно попросить помощи у Высшей Силы, чтобы подготовиться к оплате таких долгов.

У нас могут быть долги перед людьми, причинившими вред и нам. Вернуть такие долги труднее всего. Мы все время сердимся, когда думаем об этих долгах, когда вспоминаем, что они нам сделали, забывая об искуплении собственной вины. Но чтобы выздороветь, надо следовать духовному принципу прощения, нужно искать силы простить через молитвы или с другой помощью.

В списке могут быть и долги, которые мы даже представить не можем, как будем возвращать. Порой мы даже не хотим молиться о помощи, потому что не можем сочувствовать людям, перед которыми имеем долги. В этом случае достаточно оставить эти долги в списке, и уплатить их в один день. Возможно, для уплаты какого-то долга требуется время, чтобы собраться с духом. Возвращаясь к списку Восьмого Шага, мы должны спрашивать себя готовы ли мы заплатить этот конкретный долг, если нет, то стоит вернуться к нему позднее.

Духовные принципы

При преодолении Восьмого Шага главными духовными принципами для нас являются честность, мужество, сострадание и готовность.

Чтобы быть честным в этом шаге нужно вспомнить опыт предыдущих шагов. Вы нашли суть проблемы – зависимость, составили план ее решения. Мы бесстрашно проанализировали себя, это закалило нашу честность. Осознание природы этих ошибок усугубило нашу честность. Познав себя, мы поняли, что состоим мы из того же, из чего состоят другие. В данном шаге нам и нужно обратиться именно к такой честности. Надо забыть об обидах, обвинениях, не считать себя жертвами и не искать оправдания для своих проступков. ? мы обязательно должны перечислить все на бумаге.

Мужество сейчас нам нужно для того, чтобы поручить себя Богу. Мы не должны ограничиваться только теми долгами, какие можем легко отдать, нужно верить, что Сила свыше подарит нам смирение, стойкость, внутренний стержень, и все остальное, что нужно для прохождения этой сложной процедуры. С этой божественной помощью мы сможем встретиться с тем, встреча с которым вызывает у нас страх, мы сумеем признать последствия поступка, за который нас ищут.

Уже было много сказано в этом шаге о готовности возмещать нанесенный ущерб. Но необходима, кроме того, еще и способность сделать этот шаг, ведь это не просто отдать все долги. Первой идет готовность составить список, неважно, что мы чувствуем, добавляя туда имена, просто нужно сделать это. Далее нужно обрести готовность придерживаться других духовных принципов данного шага.

В этот период выздоровления мы начинаем относиться к некоторым с состраданием. До этого нам мешали ощущения жалости к себе, вины и обиды. Как только мы смогли посмотреть на себя, как на обычного человека, то поняли, что и другие ведут себя очень человечно. Порой мы сами в себе не уверены, ощущаем свою незащищенность, но и другие люди чувствуют то же самое. Мы можем сказать что-то, не подумав, как и другие. ? сожалеем об этом мы так же как остальные. Мы можем неверно оценивать ситуацию, неверно на нее реагировать. ? когда мы видим, что кто-либо проявляет какой-то недостаток, то начинаем ему сочувствовать, а не ощущаем раздражение. Мы становимся более мягкосердечными, когда узнаем что у всех те же страхи, мечты, фантазии и ошибки.

  • Насколько важно определение истинности ошибок для Восьмого шага? Зачем необходимо осознавать свою ответственность?
  • Есть ли примеры моего честного поведения из предыдущих шагов? Пользуюсь ли я этим опытом в Восьмом шаге?
  • Есть ли примеры проявления моего мужества в предыдущих шагах? Могу ли я перенести этот опыт в Восьмой шаг?
  • Есть ли еще имена, которые я побоялся внести в свой список? Могу ли я сделать это сейчас? Не пропустил ли я кого-то в своем списке?
  • Благодаря чему я развил свою способность?
  • Что я ощущаю по поводу необходимости молиться о достижении готовности?
  • Чувствую ли я родство с другими людьми? Опишите.
  • Ощущаю ли я сочувствие к другим людям? Опишите.

?дем дальше

Вполне естественно обсуждать все, даже мелкие проступки из нашего списка. Неважно, как долго мы не имеем опыта в возмещении ущерба. Если мы будем действовать сообща, то сможем более четко видеть ситуацию. Если мы сможем очиститься от мрачных влияний, обретем спокойствие, то будем готовы перейти к Девятому Шагу.