Шестой шаг

«Мы подготовились к избавлению от наших недостатков Богом»

В предыдущих пяти шагах мы обрели надежду, с которой и приступаем к Шестому Шагу. Дойдя до сути, в нас появилось смирение. Это значит, что мы можем более четко видеть себя. Мы узнали истинную природу заблуждений в нашей жизни, смогли понять, сколько неприятностей мы причинили себе и окружающим из-за недостатков характера. Мы поняли, что вновь и вновь допускаем одни и те же ошибки, теперь настало время полностью избавиться от них.

Подготовиться в одно мгновение, к сожалению, невозможно. Процесс этот настолько долог, что порой занимает целую жизнь. После Пятого Шага мы на самом деле можем ощутить желание немедленно избавиться от всех недостатков. А если мы еще и заметим, что до сих пор поддаемся каким-то недостаткам, то наша решимость намного возрастает. Понимать не всегда достаточно, чтобы быть готовым, но это первая и очень важная ступень на этом пути. В процессе исповеди мы осознали свои дефекты характера, а в Шестом Шаге сделаем все остальное. Полностью подготовиться – это значит, что мы не просто знаем о недостатках, не просто устали от них, не просто готовы, чтобы Бог помог нам все исправить, а все три эти составляющие.

Для того чтобы быть абсолютно готовым, мы должны побороть страхи по поводу Шестого Шага. А еще надо понять, как будем избавляться от недостатков. В Шестом Шаге сказано, что только сила свыше может полностью избавить нас от проблем с характером, но что это означает на практике? Что мы обязаны делать на Шестом Шаге? Ответы на эти вопросы помогут нам найти верное направление в освоении данного этапа.

К чему мы абсолютно готовы?

Если мы впервые проходим программу Шестого Шага, то какие-то наши недостатки покажутся нам настолько явными, что захочется сразу же избавиться от них. Увидев их во всей красе, мы будем готовы тут же начать борьбу с ними.

После прохождения первой реакции мы начинаем ощущать страх, небольшую неопределенность из-за изменений. Мы боимся, ведь эти недостатки были с нами почти всю жизнь, а неизвестность пугает нас.

Мы волнуемся, как же будем существовать без этих недостатков, ведь некоторые гораздо сильнее напоминают приемы выживания в мире, чем дефекты характера. К примеру, мы боимся, не ограничится ли наша способность зарабатывать на жизнь, если мы избавимся от некоторых недостатков. ?дея стать порядочным гражданином многих не привлекает, нам по душе имидж человека за пределами общества. Нам страшно, что, работая над Шестым Шагом, мы станем серой массой. Некоторые считают, что кроме недостатков в них ничего нет, что же останется, если не будет и их. Но эти страхи необоснованные, как правило, мутные и бесформенные.

  1. Есть ли в моем характере такое, что мне нравится, но что может считаться недостатком? Опасаюсь ли я стать кем-то, неприятным для меня, если избавлюсь от своих недостатков?
  2. От каких именно недостатков надо избавляться?
  3. Верю ли я, что выздоровею? Смогу ли я измениться? Какие изменения произошли в последние дни? Много ли недостатков я исправил в себе?
  4. Есть ли у меня неисправимые дефекты? Какие? На самом ли деле их невозможно исправить?

Если мы уже работали над Шестым Шагом, то наши недостатки не являются для нас чем-то новым. На самом деле нас тревожит, что какой-то недостаток все еще есть у нас, или мы огорчаемся, что старый недостаток проявляется по-новому.

К примеру, мы еще недостаточно надежны, то есть не дурачим людей напрямую, называясь важной птицей, но все-таки мы имеем еще этот недостаток. Губительные последствия этого недостатка еще серьезнее. Мы можем причинять неудобства другим, чтобы лучше выглядеть на чужом фоне. Как правило, мы начинаем болезненное осознание, что думали о себе намного лучше, чем есть на самом деле. Становится стыдно, что мы причиняли другим столько вреда. Может быть страх от мысли, что вдруг мы не сможем измениться, или не сможем исправить всех недостатков. Мы чувствуем удовлетворение, что делаем успехи, хотим продолжать продвижение, надеяться, что выздоровление коснется даже самых старых недостатков.

Шестым шагом утверждается, что устранить наши недостатки может только более могущественная сила, но понять, что это значит на самом деле, можно только пройдя через свой опыт работы в Шестом Шагу.

Мы не хотим больше иметь недостатков в характере, эта одна из первых мыслей, приходящих в голову. Но это, к сожалению, не особо эффективно. Какое-то время мы можем продержаться, добиться успеха, но недостатки могут периодически снова напоминать о себе. Дело в том, что проблемы характера – это часть нашей личности, и при стрессах мы будем регулярно с ними сталкиваться.

В Шестом Шаге мы во многом повторяем то, что делали в нескольких первых шагах. Мы будем признавать, что некая внутренняя сила разрушала нашу жизнь, несла в нее боль и упадок. Потом стоит признать, что нам необходима помощь в преодолении этой силы. Затем нам важно согласиться с тем, что мы сами не справляемся со своими проблемными моментами, и подготовиться к Седьмому Шагу, где мы будем просить Бога помочь нам в избавлении от них.

  1. Как я могу избавиться от недостатков характера и контролировать их? Есть ли результаты у моих попыток?
  2. В чем различие между моей готовностью поручить Богу избавление от дефектов характера и попытками избавиться от них самому?
  3. Как я учусь доверять Богу, такому, как я его понимаю, преодолевая этот шаг?
  4. Углубляется ли мое умение признавать поражения в данном шаге?
  5. Как я могу показать свою абсолютную готовность?

Недостатки нашего характера

Закончив нашу работу над Четвертым и Пятым шагом, мы все равно еще не будем полностью знать о характере наших природных недостатков. Нам любопытно знать, где заканчиваются проблемы нашего характера и начинается сам характер внутри личности. Почему мы ведем себя именно так. Чья это ошибка? Когда мы так почувствовали себя в первый раз? Где и почему? Если не проявить осторожности, то можно настолько уйти в самосозерцание, что забыть о работе над Шестым Шагом, поэтому надо сконцентрироваться над главной целью – понять свои недостатки, чтобы полностью от них избавиться, не позволяя себе излишней самокритики.

Конкретные недостатки характера – это показатели нашей натуры в общем. Мы очень мало чем отличаемся от других по своей сути, у всех есть потребности и мы хотим их удовлетворить. Мы хотим любви, а то, как мы этой любви добиваемся, показывает нам наши недостатки. ?змены, ложь, унижение и обида других людей в попытке завоевать любовь говорят о том, что наши недостатки преобладают в характере. В книге «Это работает: как и почему?» недостатки представлены как элементы человеческого характера, которые преобразились из-за нашей самовлюбленности. Нам нужно проанализировать, как недостатки влияют на нашу жизнь, и что мы при этом чувствуем. Задумавшись, как мы будем жить без каких-то недостатков, мы поймем, что это может быть легко и совсем не затруднительно. Можно для каждого дефекта найти противопоставляющий его духовный принцип.

  1. Напишите все свои дефекты характера и их краткую характеристику.
  2. Влияют ли эти дефекты на мое поведение?
  3. Как мое поведение сказывается на других людях?
  4. Какие чувства у меня связаны с этим недостатком характера? Пробую ли я устранить ощущения, вызванные проявлением каких-то проблем моего характера?
  5. Какова будет моя жизнь без подобного поведения?
  6. Какие духовные принципы я могу противопоставить дефектам?

Духовные принципы

При изучении Шестого Шага для нас будут главными принципы упорства, доверия, веры и готовности.

На данном этапе нам важно четко понять наше неправильное поведение. В повседневной жизни мы должны быть готовы беспрепятственно распознать их и остановиться при первых признаках проявления. Но порой наша сознательность притупляется, мы уже не так контролируем себя. Ведь чтобы следить за собой и сдерживаться каждое мгновение нужно слишком много энергии. Однако это напряжение будет уменьшаться с каждым днем, пока болезнь не отступит, пока мы не почувствуем себя здоровыми, и неужели мы захотим вновь повторить это, пройдя через столько трудностей?

Мы не останавливаемся на достигнутом, а наоборот, обязуемся дальше выздоравливать. Продолжаем шагать вперед, даже если бывают трудности и приходится возвращаться назад на пару шагов. Главное в деле выздоровления – это не минутная безупречность, а стабильное улучшение.

  1. Можно ли по мне сегодня заметить, что я поставил целью выздоровление?
  2. Работая над первыми шагами, я с упорством продвигался к выздоровлению. ?з-за чего это качество настолько важно для Шестого Шага?


Духовный принцип готовности означает, что мы уже готовы действовать, но это не означает, что мы будем действовать, что мы можем это сделать. Можно на примере рассказать об этой позиции. Например, мы вели себя недостойно с близкими, друзьями, начальством. ? хотя может показаться, что эффективнее будет браться за все дела по очереди, сперва избавившись от самых деструктивных моментов характера. Но для этого шага нужно быть полностью готовыми распрощаться со всеми недостатками, это значит всегда вести себя достойно, даже в мелочах. Это может показаться слишком сложным, но это нужно сделать только сегодня.

Проявить такую готовность довольно сложно, особенно когда у маленького обмана будут совсем незначительные последствия. Нам кажется, что маленьким обманом мы не сделаем никому неприятностей. ? к тому же мы собираемся с этим покончить, зачем тогда волноваться? Этот образ мыслей и приводит к максимально неприятным последствиям. Скорее всего, никто явно и не пострадает от вашей непорядочности, может даже никто ее не заметит, но все равно этот обман скажется на нашем душевном равновесии. Мы можем и не до конца осознавать это, спокойно спать ночью, но если мы позволим недостатку проявиться в полной мере, то наш духовный рост серьезно замедлится. В результате нашей нерешительности парализуется наш духовный рост.

  1. Хочу ли я прямо сейчас разрешить кому-то избавить меня от всех проблемных моментов моего характера?
  1. Сделал ли я сегодня что-то такое, что говорит о моей готовности?
  1. Принимаю ли я сам себя сегодня? Что я люблю в себе? Что поменялось с тех пор, как я начал работу по шагам?

В этом шаге важную роль играют слова «полностью», «всё», но с ними легко превратиться в придиру, ведь нужно помнить, что даже если готовность будет полной, у нас не получится стать безупречными, ни сегодня, ни завтра. В случае, если мы совершим этот поступок, не желая этого, то мы будем вынуждены принять себя. Пока мы готовы как-то реагировать на разные поступки, мы можем меняться, мы выросли настолько, сколько требуется сегодня, но если бы мы были совершенны, то нам уже можно было бы прекращать свой рост.

?дем дальше

Картины из прошлого, детства, периода приема наркотиков могут возникать у нас в голове. Мы не думали, что у нас в жизни обязательно будет то, о чем мы мечтали, но и не задумывались, что физически не можем достичь большего. Возможно, мы мечтали о деньгах, карьере, общественном положении, но в духовной программе нашего сообщества нас больше волнует духовный рост. Мы думаем о хороших качествах, которыми хотели бы обладать, о людях, имеющих эти качества. Может быть, мы бы хотели быть на них похожими.

В ходе работы над Шестым Шагом мы начинаем воображать ту личность, которой хотели бы стать. Если наша проблема была в эгоистичности, то, скорее всего, мы видим себя бескорыстными, оказывающими помощь всем нуждающимся, возможно, наркоманам в период выздоровления. Если нашей главной проблемой была лень, то мы воображаем себя, получающими награды за свои первые достижения. Если речь шла о непорядочности, то получаем удовольствие от отсутствия необходимости запутывать следы, скрывать какие-то поступки.

На Шестом Шаге мы желаем получить представление о себе и веру, что сможем ему соответствовать.

1. Каким я буду с теми качествами, которых пытаюсь достичь?

2. Что будет с моей работой?

3. Что я буду делать в свободное время?

4. Расписать подробно каким я буду другом, партнером, родителем.

Образ может быть воображаемым, мы будем призывать его в сложные моменты, когда кажется, что до поставленных целей еще далеко. Образ будет поддерживать нас, обновлять нашу решимость. Ведь этот образ - трамплин к Седьмому Шагу, где мы обратимся к Богу, такому, как мы его видим, чтобы получить от него помощь в борьбе с нашими недостатками.